Заключение

У меня нет ненависти к арабам; я люблю евреев. И мне так невыразимо больно видеть, как они блуждают впотьмах, не понимая, кто они, откуда они пришли и куда идут. Как они отбрасывают славное наследие избранности, возвышенности, отличительности. Как их лидеры в Израиле и Изгнании, столь невежественные в вопросах еврейства и иудаизма, столь преданные чуждой, нееврейской культуре и мысли, противоречащей иудаизму, – ведут их по тропе ассимиляции и современного эллинизма.
И я очень боюсь за свой народ. Существование евреев – это не что-то временное, преходящее, подверженное перипетиям судьбы. Есть Б-г, сотворивший мир и управляющий им, и евреи – Его избранный народ – не смогут убежать от своей избранности и своей судьбы. Есть также награда и наказание, и совершенно неважно, верит в это еврей и его лидеры или нет; и я очень боюсь, что сегодня еврейский народ стоит перед лицом страшного, ужасающего наказания. Конечно же, эта книга была написана не из ненависти к неевреям – но из любви к евреям, моему народу. Народу глупому, слепому, но моему.
Осталось лишь подвести итоги.
Для всех, кто имеет способность и желание видеть, очевидно, что сегодня мы живем в заключительную эпоху этого мира, который Всемогущий создал для Человека, эпоху уникальную. Создание еврейского государства и возвращение еврейского народа после двух тысячелетий – это не что-то случайное, как хотят думать и атеисты, и набожные евреи. Уже слышны шаги Мессии, близится избавление, и остается лишь один вопрос: каким образом?
В иудаизме есть четкое правило. Окончательное избавление, пришествие Мессии и Царства Б-га может прийти двумя способами. Если мы это заслужим, исполняя волю Б-га, оно придет сегодня, мгновенно, удивительно, в славе, без страданий. Но если мы этого не заслужим, то перед его пришествием произойдут страшные события, невиданные страдания и катастрофы. Если бы мы нашли силы поднять глаза к небу и склонить головы перед ярмом Б-жьего царства – как прекрасно и славно было бы наше освобождение!
Как бы то ни было, давайте поймем, что выбор за нами и осталось очень немного времени сделать его. Позвольте мне поделиться последней мыслью, которую я очень прошу обдумать хорошо и внимательно. Возможно, она станет той трубой, что пробудит спящего еврея.
Эта мысль пришла мне в голову, когда я сидел в тюрьме Рамле. Это было в канун Тиша-беав, трагической годовщины разрушения обоих Храмов и начала обоих изгнаний. Я читал книгу Ионы, которая повествует о раскаянии в день национальной катастрофы. Иона прибывает в город Ниневию, куда его послал Всемогущий, чтобы предупредить жителей о грядущем разрушении, которое придет, если они не раскаются. И вдруг меня поразили слова, которые говорит Иона: «Через сорок дней Ниневия будет разрушена!»
Сорок. Меня вдруг осенило: сколько раз мы встречаем это число, когда речь идет о грехе и наказании? «И дождь лил сорок дней и сорок ночей» (Бытие 7:12) – за грех мир был наказан потопом. Сорок. Несколько веков спустя, когда евреи в пустыне «презрели приятную землю» и оплакивали свой «дом» в Египте, Всемогущий в гневе постановил, что поколение пустыни не войдет в Святую землю, объявив им: «Ваши дети будут скитаться в пустыне сорок лет и нести ваше неверие» (Числа 14:33). Снова сорок. О наказании бичевания плетьми говорится: «Сорок ударов нужно дать ему, не более». Искупление греха и процесс очищения начинается с изучения Торы, которая была дана на Синае за сорок дней, затем следует миква, в которой должно быть сорок мер воды.
Сорок. Снова и снова мы видим, что грех и наказание связаны с этим числом. Почему именно сорок? У меня нет ответа, кроме цитаты из Бамидбар Раба 5:5: «Почему Тора требует сорока ударов плетьми? Потому что он (грешник) нарушил Тору, данную за сорок дней и навлек смерть на себя [грешника], созданного за сорок дней. Следовательно, его нужно бичевать сорок раз, после чего освободить, как и Адам, согрешив, заслужил смерть и был наказан сорока. Ибо мир был проклят за его грех сорока проклятьями: десять Адаму, десять Еве, десять змею и десять земле».
Тогда, в тюрьме, я много размышлял об этом. Понятие о «сорока» тесно связано не только с грехом и наказанием, но и с предупреждением Б-га грешнику, которое призвано помочь ему избежать этого наказания. Иона предупредил Ниневию о надвигающемся наказании, дав ей период в сорок дней, в течение которого они могли изменить свои пути.
В случае с обоими Храмами Всемогущий дал еврейскому народу сорок лет на раскаяние – время подумать и пересмотреть свой образ действий. За это время они могли вернуться к Нему и спастись от наказания. В ужасные последние дни первого еврейского государства Г-дь говорит пророку Иезекиилю: «Ты снова ляжешь на правый бок и понесешь беззаконие дома Иуды, сорок дней; день за год, день за год» (Иезекииль 4:6).
Библейский комментатор Раши пишет: «Мы знаем, что между изгнанием десяти племен и уничтожением Иерусалима был период в сорок лет». Сорок лет: Всемогущий, излив Свой гнев на десять колен Израиля, начинает обратный отсчет для Иудеи, отвернувшейся от своего Б-га. Но им дана последняя возможность – время милости. Период в сорок лет. И определен пророк, пророк милости, пророк последнего предупреждения – Иеремия. Раввины говорят: «Книга Плача была для Израиля более полезна, чем сорок лет, в течение которым им проповедовал Иеремия» (Эйха Раба 4:27).
Теперь что касается Второго Храма. «Сорок лет до разрушения Храма жребий [для жертвы Йом-кипура] не избирался правой рукой Первосвященника, и красная завеса за Святым Святых не становилась белой [в знак Б-жьего прощения], и западная свеча не зажигалась, и двери Святилища открывались сами собой, пока рабби Иоханан бен Заккай не сказал им: «Святилище, святилище… Я знаю, что ты обречено на уничтожение…» (Йома 39б).
В другом месте: «Сорок лет рабби Цадок надеялся, что Иерусалим не будет уничтожен» (Гиттин 56а).
И снова: «За сорок лет до разрушения Храма Сангедрин изгнал сам себя [из Храма] и воссел на рынке» (Авода Зара 8б).
Снова время милости. Сорок лет. Всемогущий последний раз надеется, что Его последнее слово будет услышано. Отсчет в сорок лет. Последний шанс.
И в какой-то момент я вдруг осознал эту мысль во всей полноте: если в первом и втором еврейском государстве Всемогущий давал нам время милости в сорок лет, то не может ли быть, что это же относится и к третьему государству, нашему государству – Израилю?
Эта мысль не давала мне покоя, если хотите, я стал одержим ею. В конце концов, наши раввины объясняют, что окончательное избавление придет одним из двух способов, и третьего не дано. «В свое время Я ускорю это [избавление]» (Исаия 60). Раввины объясняют: «Если евреи заслужат, то Я ускорю. Если не заслужат, тогда оно придет „в свое время“».
Эта разница более чем хронологическая. Это качественная разница, которая уходит корнями в саму суть нашего существования. «Ускоренное» избавление придет в славе и величии, без боли и страданий. Но то, которое должно прийти «в свое время», вне зависимости от того, заслужили мы его или нет, придет с ужасающим разрушением и катастрофой. Это будет заслуженное наказание, которое будет предшествовать окончательной славе и спасению. Как важно избежать этого страшного и бессмысленного страдания! Я абсолютно убежден, что Всемогущий просит нас сделать именно это – заменить избавление «в свое время» на «быстрое» избавление, обдумать наши пути и вернуться к Нему. Я абсолютно убежден, что как в прошлом Он давал нам период раскаяния, точно так же мы имеем его сегодня.
Я все более и более отчетливо понимаю, что мы снова живем в сорокалетний период – период предупреждения, увещевания, возможности. Последний шанс.
Государство Израиль, это самое невероятное из чудес, ознаменовало начало этого окончательного избавления. Это избавление пришло не потому, что еврей обручился со своим Создателем узами веры и обращения; оно стало результатом Холокоста, этого величайшего осквернения имени Б-га, «Хилул Хашем» – осмеяния, унижения, отрицания могущества и самого существования Б-га Израиля. Именно Холокост положил конец терпению Б-га Израиля, который в течение 20 веков наблюдал, как Его имя подвергается осмеянию и издевательствам. «Не ради тебя я делаю это, о дом Израилев, но ради Моего святого Имени, которое вы осквернили тем, что смешались с народами» (Иезекииль 36).
Таким образом, еврейское государство восстало из пепла крематориев не потому, что мы это заслужили, но потому что это заслужили язычники. Потому что Б-г приготовил наказание и страшный гнев для мира, который осмеивал и унижал Имя Г-да, Б-га Израиля.
Я убежден, что государство Израиль, возникшее в 1948 году, является началом не только избавления, но и дарованного нам времени милости. Я всеми внутренностями ощущаю, что Всемогущий в своей бесконечной доброте и милосердии дает нам последнюю возможность превратить бессмысленное страдание в славное и быстрое избавление. Он просит нас об этом. Не зря рабби Элиезер говорил (Сангедрин 99а): «Дни Мессии – сорок лет, как сказано: „Сорок лет Я спорил с этим поколением…“». Другие раввины добавляют в Песикта Раба 15:10: «Сорок пять дней мессия открывается им, а затем скрывается от них. В конце Святой, да благословится Он, открывается им и низводит для них Манну».
Сорок лет. Это число может быть не совсем точным, оно может быть чуть больше, чуть меньше, но в целом период именно такой. Небесный Отец сорок лет предупреждает нас, заботливо взывает к нам. Сорок лет милости, последняя возможность отменить ненужную катастрофу, привести избавление с величием и великолепием.
Но давайте не совершим ошибку. Грандиозное чудо возвращения евреев и создания еврейского государства – это, безусловно, начало Окончательного Освобождения, но вряд ли его конец. Настоящий финал, грандиозная, захватывающая эра Мессии, придет в славе и величии, только если мы будем придерживаться главного правила: «Если вы будете следовать Моим уставам… Я дам мир земле» (Левит 26).
Это непреложный закон Народа Израиля. Избежать его невозможно. Какое будущее ждет еврея, какая участь его постигнет, добрая или злая, будет ли он радоваться миру или терпеть ужасы, зависит только от того, насколько он придерживается своей роли, обязанности, миссии в этом мире, насколько он склоняет голову и принимает ярмо Неба.
«Если вы будете следовать Моим уставам… Я дам вам мир».
«Но если вы не прислушаетесь ко Мне… Я принесу вам ужас» (там же).
Вот выбор. Единственный выбор. Все остальное не имеет значения. Время идет, и выбор в наших руках.
Как умоляет Всемогущий нас, своих детей, принять все то, что Он хочет дать нам! Как стучится в двери Мессия, его шаги уже слышны! Как взывает к нам Всемогущий: «Обратитесь ко Мне, говорит Г-дь воинств, и Я обращусь к вам» (Захария 1). Быстро, славно, сегодня, в этот самый момент!
«Сегодня, если вы прислушаетесь к Моему голосу…» (Псалом 94).
Дорогой еврей, Всемогущий сегодня дает нам жизнь и смерть. Разве мы не выберем жизнь?
Найдется ли у нас мудрость понять, глаза увидеть, желание захотеть увидеть? Поймем ли мы, что избавление придет только тогда, когда мы полностью посвятим себя вере во Всемогущего и доверимся Ему, проявим веру, которую символизировала та Манна, что когда-то Он давал нам? Увидим ли мы Мессию и начнем ли действовать, чтобы не позволить ему снова скрыться от нашего взора? Проявим ли мы веру и докажем ли ее единственным способом – действиями, пусть и ужасно сложными, а иногда и ужасно опасными? Действиями, которым безразлично, что подумают народы; действиями, которые вернут Землю Израиля, выдворят арабов, очистят Храмовую Гору, снимут нечестие и проклятие Изгнания и приведут евреев домой. Все это – та ткань, из которой соткана еврейская судьба. Этого ждет от нас Всемогущий, и тем больше, чем меньше времени осталось до окончания сорока лет.
Подумай об этом, еврей. Если все сказанное верно, тогда отказ услышать – это гораздо более чем роскошь. Это гибель. И тогда подумай еще об одном. Если верно то, что сорок лет начались с образованием государства, – сколько лет осталось?